История Дорожно-строительного факультета

  Индустриализация 20х - 30х годов предусматривала как реконструкцию и строительство новых промышленных предприятий, так и создание новейших отечественных отраслей. В ответ на это Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР в 1930 г. в г. Харькове, столице Украины, был основан автомобильно-дорожный университет (ХАДИ). Первыми его факультетами стали автомобильный и дорожно-строительный.

 

        Дорожно-строительный факультет, стал первым подразделением и ведущим центром подготовки инженерных кадров для дорожного хозяйства всей Украины. Именно этот год может официально считаться  началом развития дорожной науки. С момента создания факультета осуществлялась подготовка инженерных кадров для дорожной отрасли. Уже в первые годы существования специальности к занятиям было привлечено около 100 студентов, а I-й выпуск инженеров-дорожников в количестве 38 студентов состоялся уже 11 октября 1933 и совпал с введением в эксплуатацию собственного здания института (нынешний адрес). Студенты начинали обучение  на базе ХИИТ (ныне Украинская государственная академия железнодорожного транспорта). Эта специальность была новой для страны, почти не было опытных научно-педагогических и инженерных кадров по профилю деятельности. За счет высококвалифицированных специалистов смежных родственных специальностей зарождался факультет и рос его авторитет на бескрайних просторах Родины.

 

Можно, без сомнения, констатировать, что нынешнее положение и успехи факультета базируются на 3-х «столпах», которые уже имели  опыт работы в близких по профилю ХАДИ учреждениях. К ним можно отнести, прежде всего, Александра Константиновича Бируля, научные и педагогические интересы которого не имели границ. В 1931 он зрелым профессионалом пришел в ХАДИ на кафедру дорожного дела с должности директора УкрдорНИИ, института который также базировался в г.Харькове. И до конца дней своих, вплоть до 1967 г., возглавлял кафедру «Строительства и эксплуатации автомобильных дорог», а с 1945 по 1959 одновременно был ректором ХАДИ. Именно благодаря ему дорожная наука вышла за пределы факультета и института в целом, ведь из его школы вышли такие ученые как Ю.М. Даденков I-ый ректор НТУ (КАДИ), а в дальнейшем и министр МВССО Украины, А.Б. Гредескул, М.Я. Говорущенко, В.Ф. Бабков - многолетний проректор ТУ (МАДИ), А.М. Холодов, Б.И. Коган, А.К. Славуцкий, К. Николаевский. Именно он, в том же 1931 году, пригласил на работу в ХАДИ сначала в качестве  заведующего кабинетом, М.И. Волкова, который также работал в УкрДорНИИ заведующим лабораторией. Талант организатора был замечен и М.И. Волкову поручают руководить новообразованной кафедрой дорожно-строительных материалов, которой он бессменно руководил до 1974 года. Без сомнения такой же опорой факультета был и Иван Алексеевич Романенко, который еще в 1927 был удостоен звания профессора (во время работы в Харьковском геодезическом институте), и перешел в ХАДИ в 1932, в дальнейшем возглавил на базе кафедры дорожного дела кафедру проектирования дорог в 1936 г и был ее заведующим до 1963 года.

 

         Начатые проф. Бируля А.К. и проф. Волковым М.И. дела сформировались в отдельные направления и стали началом действующих и с успехом работающих всемирно известных школ:

 

 - «Повышение эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог» (ныне продолжает дело д.т.н., проф. Жданюк В.К.)

 

 - «Физико-химия, механика и долговечность органических и минеральных вяжущих и бетонов на их основе» (управляет д.т.н., проф. Золотарев В.А.)

 

 Профессор И.А. Романенко положил начало технико-экономическим основам проектирования сети автомобильных дорог, оценке эффективности капиталовложений в дороги. В дальнейшем именно на этой кафедре, впервые в ХАДИ, началось внедрение электронных вычислительных машин при проектировании дорог и, как следствие, автоматизация процесса проектирования автомобильных дорог с учетом психофизиологических особенностей поведения водителя.

 

Кафедра мостов начала действовать одновременно с кафедрой дорожного дела. Существенное развитие кафедры пришлось на конец 30-х годов. Именно в 1939 связал свою жизнь с ХАДИ Владимир Алексеевич Российский. По завершении войны 1941 - 1945 годов, где именно при его участии и по его проектам построены десятки мостов и переправ от Кавказа до Дуная, он возвращается в институт и возглавляет кафедру мостов, продолжая научную и проектную работу по вопросам расчета автодорожных мостов.

 

В послевоенные годы непростой была проблема с кадрами на факультете. Основу составили те, кто еще в довоенные времена готовили специалистов, развивали науку: профессора А.К. Бируля, М.И. Волков, И.А. Романенко, В.А. Российский, А.Г. Батраков, Я.А. Калужский. Именно благодаря им активно развивалась научная работа на факультете, прежде всего через аспирантуру, и в 50-е годы профессорско-преподавательский состав обновился такими кандидатами наук как В.Д. Зинченко, Д. Ермакович, С.Г. Михович, Б.П. Назаренко, В.М. Смирнов.

 

Конец 60-х годов, начало 70-х годов характерны тем, что на смену признанным ученым и педагогам А.К. Бируля, И.А. Романенко, М.И. Волкову, В.А. Российскому приходит хорошо подготовленная ими смена. Именно это время совпало с изменением потребностей развития дорожной отрасли, а как следствие тематика научных исследований претерпела определенные изменения. К тому времени готовыми оказались ученики первых основателей дорожно-строительного факультета, которые дали новый толчок научным исследованиям. Среди решаемых проблем были: совершенствование технологии строительства и эксплуатации дорог, водно-теплового режима работы земляного полотна и дорожного покрытия, закономерности организации дорожного движения с целью рационального проектирования элементов профиля дорог, основы системного проектирования дорог, в том числе с использованием ЭВМ, оптимальные методы технологии производства железобетонных изделий для дорожных нужд, долговечность дорожных цементо- и асфальтобетонов. Огромный вклад в развитие этих исследований внесли ученые и их ученики: А.Т. Батраков, Е. В. Гаврилов, И.М. Грушко, Я.А. Калужский, И.В. Королев, С. Михович, Б.П. Назаренко, М.П. Лукин, В.М. Сиденко, В.В. Филиппов. Каждая из этих фамилий - это яркая личность! И не только как «ученых», а так же преподавателей. Проректором ХАДИ стали С. Михович и Е.В. Гаврилов. Н.П. Лукин стал I-м на факультете за годы независимости Украины лауреатом Государственной премии и пока единственным. В.В. Филиппов стал основателем внедрения ЭВМ и компьютерных достижений как в учебный процесс, так и в научных исследованиях. Нельзя обойти вниманием Ивана Макаровича Грушко, который заложил основы формирования на факультете научного направления, связанного с проблемами физико-химической механики, теории прочности и технологии бетонов, в том числе дорожного цементобетона. Это благодаря его усилиям, как ученого так и заведующего кафедрой ТДБМ (а с 1974-го по 1992г. и ректора ХАДИ), состоялась защита докторских диссертаций В.А. Золотарева, А.Г.Ольгинского, С.Н. Толмачева. Им подготовлено более 40 кандидатов наук, которые в дальнейшем становились известными учеными, производственниками и общественными деятелями. Именно Иван Макарович дал толчок появлению новой в институте (университете) кафедры экологии и химии в 1992 году и открытию новой специальности «Прикладная экология».

 

В 70-е годы существенно активизировалась издательская деятельность на факультете. Было выдано огромное количество учебников и учебных пособий, большинство из них вошло в фонд учебной литературы по дорожной тематике, по которой учились студенты всего СССР. Среди этих изданий: «Проектирование и эксплуатация автомобильных дорог» (А.К. Бируля, С. Михович), «Дорожно-строительные материалы» (М. Волков, И.М. Грушко), «Проектирование и расчет железобетонных мостов»(Б.П. Назаренко),« Технология строительства автомобильных дорог »(В. Сиденко, О.Т. Батраков),« Мосты и сооружения на автомобильных дорогах »(Б.П. Назаренко),« Основы научных исследований » (И.М. Грушко), «Организация, планирование и управление дорожным строительством» (А.Т. Батраков), «Автоматизация производственных процессов в дорожном строительстве» (Я.А. Калужский, С.М. Деревянко).

 

В нынешнее время, уже в годы Украины, как самостоятельного государства, факультет - это 2 направления подготовки:

 

- «Строительство» с его двум специальностям «Автомобильные дороги и аэродромы» (4 специализации - «Автомобильные дороги», «Городские дороги», «Безопасность движения на автодорогах», «Аэродромы») и «Мосты и транспортные тоннели»;

 

- «Экология, охрана окружающей среды и сбалансированное природопользование» (это направление начало действовать с 1992г.) с его 4-мя специализациям - «Экология наземного транспорта», «Экология в строительстве», «Управление экологической безопасностью», «Пограничный экологический контроль ».

 

 

 

Середина 90-х годов была в целом для университета и факультета ознаменована тем, что по инициативе и активной поддержке ректора университета проф. А.М. Туренко, ​​перед коллективом учебного заведения поставлена задача по расширению перечня специалистов, которые были необходимы для страны в то время. На факультете была начата подготовка специалистов-экономистов дорожного хозяйства (далее "специальность влилась" в направление «Менеджмент организаций» на ФУБ) и специалистов по организации дорожного движения (в дальнейшем стала составляющей направления «Транспортные технологии» на факультете транспортных систем). Именно в это время нами начата подготовка специалистов-мостовиков. Получена лицензия на подготовку специалистов еще по одному направлению «Геодезия, картография и землеустройство». В этом есть что-то символическое, ведь I-й зав. каф. проектирование дорог проф. И.А. Романенко пришел с геодезического института.

 

Факультет с 2006 года возглавляет канд. техн. наук, профессор Владимир Александрович Псюрник. Заместителями работают: доц. кафедры строительства и эксплуатации дорог Александр Александрович Догадайло и старший преподаватель кафедры мостов, конструкций и строительной механики Андрей Васильевич Игнатенко.

 

До этого времени деканами факультета были такие опытные педагоги и талантливые ученые:

 

на протяжении 1930-1933 г.г. - Василий Алексеевич Смирнов, Гавриил Карлович Хилобок, Николай Иосифович Баскевич,

 

в 1933-1936 г. г. - доц. Константин Александрович Лебедев, (в этом же 1936 году был назначен временно исполняющим обязанности директора Омского автодорожного института),

 

в 1936-1941 г. г. - проф. Михаил Иванович Волков; в 1945-1946 г. г. - ст. преп. Михаил Давыдович Тылевич; в 1946-1947 г. г. - доц. Алексей Иванович Леушин; в 1947-1950 г. г. - доц. Леон Абрамович Барац; в 1950-1955 г. г. - проф. Владимир Алексеевич Российский; в 1955-1974 г. г. - проф. Борис Павлович Назаренко; в 1974-1981 г. г. - проф. Владимир Григорьевич Кравченко; в 1981-1982 г. г. - проф. Виктор Михайлович Смирнов; в 1982-2003 г. г. - проф. Виталий Николаевич Ряпухин; в 2003-2005 г. г. - проф. Игорь Владимирович Кияшко.

 

 

 

Сейчас в состав факультета входит шесть кафедр: строительства и эксплуатации автомобильных дорог им. проф. А.К. Бируля (проф. В.К. Жданюк), изыскания и проектирования дорог и аэродромов (проф. Е.Б. Угненко), технологии дорожно-строительных материалов (проф. В.А. Золотарев), мостов, конструкций и строительной механики (проф. В.П. Кожушко), экологии (проф. А.В. Гриценко), химии (проф. Е.Б. Хоботова).