Александр Константинович Бируля родился 27 марта 1892 в г. Новоалександровск Ковенской губернии (ныне Литва) в семье учителя. В 1910 г. получил среднее образование в Паневежском реальном училище. В 1916 А.К.Бируля окончил Петроградский институт путей сообщения. Уже в студенческие годы работал на изыскании дорог техником, начальником поисковой партии на гидротехнических обследованиях Енисея и Терека. В Первую мировую войну участвовал в строительстве военных дорог и мостов на Западном и Румынском фронтах, занимая ряд руководящих инженерно-технических должностей. С 1919 г. до 1925 г. работал на железнодорожном строительстве на территории Правобережной Украины, а в 1926-1927 гг - на сооружении гидроэлектростанции в городе Сутаскы на реке Южный Буг. В 1921 А.К. Бируля преподает в техникумах и в Винницком педагогическом институте. В период 1925-1931 гг. А.К. Бируля руководил дорожным строительством области. Им были проведены первые работы по изучению и использованию в исследовательском и производственном плане местных материалов и новых конструкций дорожных покрытий. В 1925 г. создал в Виннице научно-исследовательскую станцию. В 1931 А.К. Бируля был приглашен на должность заведующего кафедрой дорожного дела Харьковского автомобильно-дорожного института. Вместе с тем, с 1931 гг. до 1936 в Харькове А.К. Бируля работал научным руководителем и заместителем директора Украинского научно-исследовательского института безрельсовых дорог (УкрНАДИ).

В 1935 высшей аттестационной комиссией ему было присвоено ученое звание профессора, а в 1937 г.. без защиты диссертации присуждена ученая степень кандидата технических наук. В 1939 г. А. К. Бируля был назначен заместителем директора Харьковского автомобильно-дорожного института по учебной и научной работе. В 1940 А.К. Бируля защитил докторскую диссертацию «Эксплуатационные качества автомобильных дорог в зависимости от микропрофиля покрытий». В период с 1931 по 1941 А.К. Бируля успешно работал над решением ряда важнейших проблем в области проектирования, строительства и эксплуатации дорог. К важнейшим из них следует отнести: исследование конструкций, методов строительства и эксплуатации дорог низких типов и разработка теоретических принципов эксплуатации автомобильных дорог на основе взаимодействия дороги и автомобиля.

Весной 1941 года профессор А.К. Бируля возглавил большую группу преподавателей и студентов старших курсов ХАДИ, отправленных в связи с угрозой войны на строительство аэродромов в приграничных областях Украины и Молдовы. А.К. Бируля внес свой достойный вклад в защиту Отечества. В сентябре 1941 г. добровольно вступает в ряды Красной Армии вместе с группой студентов и сотрудников. Управляя работой военно-дорожных отрядов из дорожного обеспечения ряда боевых операций Красной Армии на Северном Кавказе и Причерноморье, он изучает и анализирует службу военных дорог при интенсивном движении. Деятельность А.К. Бируля по изучению особенностей военно-дорожных работ заинтересовала командование. Летом 1943 г. его отозвали с фронта в Москву и назначили начальником проектно-технического отдела дорожно-строительной службы Главного дорожного управления Красной Армии. А.К. Бируля разрабатывает вопросы, касающиеся военных дорог в горах, зимнего содержания военных автомобильных дорог, применение деревянного покрытия.

В августе 1945 г. он был назначен директором Харьковского автомобильно-дорожного института. На этой должности он работал до 1959 года. Под руководством талантливого организатора научной деятельности была создана школа профессора А.К. Бируля по направлению «Эффективность проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог». А.К. Бируля подготовил в аспирантуре 35 кандидатов технических наук. Он был чрезвычайно требовательным научным руководителем, добивался четкого планирования работы аспирантов с повседневным предоставлением им консультаций в работе над диссертациями. Своих учеников профессор не оставлял и после того, как они становились кандидатами наук, его советы, научные идеи, организационная помощь, поддержка и умение вдохновлять людей творческим воодушевлением имели решающее значение в подготовке. За выдающиеся заслуги в развитии отечественной науки в 1953 г. А.К. Бируля было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки Украинской ССР. За период работы в ХАДИ А.К. Бируля написал учебники и учебные пособия по дорожной гидротехники, под его авторством издано 4 учебника по эксплуатации дорог, 5 учебников по изысканию и проектированию дорог, по общему курсу путей сообщения. По этим учебникам учились десятки тысяч студентов ХАДИ и других институтов. Многие его учебники были переведены на иностранные языки. А.К. Бируля всегда пытался поощрять исследовательскую и творческую инициативу студентов. Их широко привлекали к участию в научной работе института, к публикациям в научных изданиях. В своих научных работах А.К. Бируля оперативно описывал возникающие актуальные проблемы дорожного хозяйства.

Значительное место среди работ А.К. Бируля занимали исследования работоспособности автомобильных дорог и транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий, которые составили основу принципов эксплуатации автомобильных дорог. Творческое наследие А.К. Бируля составляет более 280 научных работ. Активную научную работу А.К. Бируля совмещал с общественной деятельностью, выступая с лекциями и научными докладами в проектных и строительных организациях. Несколько лет он был членом редакционной коллегии журнала "Строительство дорог", избирался депутатом городского совета Винницы, а с 1947 г. по 1961 г. депутатом городского совета  Харькова, где возглавлял постоянную комиссию по транспорту. За успехи в научно-педагогической деятельности и успешное выполнение заданий командования в годы Великой Отечественной войны А.К. Бируля был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалью "За трудовую доблесть" и другими наградами. Все эти годы он руководил кафедрой строительства и эксплуатации дорог, коллектив которой сейчас с гордостью носит его имя, достойно продолжает его дело. В течение 30 лет он создавал этот коллектив, был его высшим авторитетом и наставником, учителем известных ученых-дорожников. И сегодня кафедра строительства и эксплуатации автомобильных дорог носит имя Александра Константиновича Бируля, успешно решает сложные научные проблемы, которые имеют важное значение для дорожной отрасли.