Научной школе, которую создал проф. А.К. Бируля, свойственна глубина и широта исследований, практическая направленность, системный подход при решении основных проблем. Под руководством А.К. Бируля на кафедре была создана материально-техническая и приборная база для лабораторных и полевых исследований. В середине 30-х годов проведена значительная работа в связи с заменой на территории Украины белых щебеночных шоссе на черные, а также внедрение каменноугольных дегтей в дорожное строительство. В предвоенные годы кафедра росла, приобретая все больший авторитет в Советском Союзе, она была единственной в Украине, готовившая специалистов для строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
22 июня 1941 мирную жизнь нарушил нападение фашистской Германии. Война ворвалась в жизнь кафедры в разгар весенне-летней экзаменационной сессии 1940-1941 учебного года.
В Великой Отечественной войне участвовали преподаватели и работники кафедры: А.К. Бируля, В.И. Бируля, Я.А. Калужский, А.Т. Батраков, С.Л. Голованенко, В.Д. Зинченко, Д.В. Ермакович, А.И. Леушин, Н.А. Габринович, З.А. Булах, Г.А. Осадовский.
Один из героических подвигов военных дорожников ХАДИ - сооружение в ноябре-декабре 1942 года горной рокады длиной семьдесят пять километров (дороги, расположенной параллельно линии фронта),которая соединила Военно-Осетинскую и Военно-Грузинскую дороги. Руководил строительством Уполномоченный Военного совета Закавказского фронта Я.А. Калужский.
В послевоенный период определенной сложностью было комплектование научно-педагогических кадров. Основное ядро кафедры составили преподаватели, вернувшиеся из рядов Советской Армии.
Профессор, доктор технических наук А.К. Бируля с 28 августа 1945 по 1958 год занимал должность директора института, возглавляя одновременно кафедру строительства и эксплуатации автомобильных дорог.